Чего не хватает сегодняшней школе?

Четверть века мы строили новую школу! Мы строили, строили и, наконец, построили то, что назвать школой можно с большой натяжкой. Пичкали её всяческой техникой, поражали многочисленные проверяющие и контролирующие органы инновациями, экспериментировали с программами и учебниками, налаживали виртуальную связь между учителем и учеником.

Результат сей грандиозной стройки, сублимированный в сериале с одноимённым названием (я имею в виду сериал «Школа»), несколько месяцев кошмарил всю страну. Только вот всех почему-то жутко возмутили (напугали?) дети, то есть школьники-старшеклассники. Как возмущались на многочисленных ток-шоу, диспутах и круглых столах оскорблённые до глубины души учителя и доблестные работники всяческих РОНО, ГОРОНО, министерств и требовали: «Запретить!». Они-то точно испугались больше всех. Это же результат их труда!

А лично мне было обидно, больно и страшно за учителей. На месте директоров школ собрала бы весь педколлектив в актовом зале и заставила просмотреть весь фильм без всяческих перемен и перерывов на чаепития с печенюшками. Чтобы посмотрели на себя глазами детей, которых учат и воспитывают, или только что отучили и воспитали (как режиссёра нашумевшего сериала).

Да, дети жестоки, циничны, озлобленны! В то же время они одиноки, несчастны, потерянны. А это уже вина взрослых: родителей и учителей! Но дети не безнадёжны! Режиссёр посветила-таки в самом конце тоннеля слабеньким фонариком, оставила крошечную надежду на то, что эти несчастные, уставшие к своим 16−17 годам от взрослой жизни дети способны измениться. Плачет и совсем по-детски зовёт маму униженная, половозрелая и уже изрядно потрёпанная Будилова. Способен на любовь и заботу циничный Епифанов. Да и Аня Носова тоже совершает Поступок. Детский (так ведь ребёнок совсем!), ужасный, трагичный, но поступок!

А вот учителя так и остались серой массой! Жующей печенюшки, оставляющей повсюду после себя крошки (как невидимые паразиты определяются только по оставленным экскрементам) серой массой. И вот это действительно страшно. Ведь если даже один ученик видит их именно такими, значит, есть такие учителя. И это главная проблема и настоящая беда современной школы! Нет безнадёжных учеников и неуправляемых классов! Есть безразличные к этим ученикам и классам бездарные учителя! И, к великому сожалению, их с каждым годом всё больше.

Какого учителя представляла нам литература и кинематография прошлого столетия (исключая истерию вседозволенности и гласности 90-х)? Доброго и чуткого, внимательного и терпеливого, талантливого и увлечённого, ищущего и сомневающегося: «Уроки французского» В. Астафьева, «Вам и не снилось» Г. Щербаковой, «Работа над ошибками» Ю. Полякова, «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи»). Учитель должен не только научить, дать знания, но и увлечь, зажечь, повести за собой, помочь.

Дистанция между ребёнком и учителем значительно меньше, чем между ребёнком и родителем, когда речь идёт о жизненном опыте, жизненной позиции. И это преимущество должно быть использовано настоящим учителем. Общение ребёнка и взрослых — очень важная составляющая становления личности. Какие взрослые окружают ребёнка? Родители и учителя! Значит, ответственность за ребёнка учитель несёт почти в равной степени с родителями. Многие ли из родителей могут похвастаться ежедневным 45-минутным общением со своим ребёнком? Чаще всего этот процесс сводится к вопросам: «Как дела в школе?», «Уроки сделал (или сделала)?».

В сумасшедшей гонке по осовремениванию системы образования совсем забыли про главную составляющую школы, забыли про учителя! А ведь ещё Розанов говорил, что «школа — это только и всецело учитель: учитель — во-первых, учитель — во-вторых, учитель — в-третьих, и только в-четвёртых, ещё что-нибудь…» Сегодня почти каждая даже очень сельская школа может похвастаться интерактивными досками, компьютерными классами и интернетом в каждом кабинете, авторскими программами и ещё много чем.

А не хватает нашей школе Учителя, который «за всё ответствует, …творит не только „урок“, но — по всеобщему ожиданию и по своей справедливой и бескорыстной вере — творит и обязуется сотворить и „душу ученика“, самое восприятие, самое усвоение. Это — страшно тонко, одухотворённо, заботливо … Труд учителя — умственный, нервный; он и воспитательный, он и учебно-учёный» (Розанов В. Собр. соч.: Русская государственность и общество. М., 2003. С. 209).

Вот этой самой главной составляющей нет в сегодняшней школе. Нет учителя-друга, учителя-собеседника, учителя-наставника, учителя-советчика, учителя-помощника. Учителя нет! Есть преподаватели, для которых важны результаты проверок и открытые уроки, отчёты и показательные выступления, звания и надбавки (и не надо их в этом обвинять!). Хороший учитель давно стал неудобен школе.

Для хорошего учителя важен ученик, важен учебный процесс. Хороший учитель не отдаёт своих часов на репетиции и прогоны, не разрешает забирать со своих уроков учащихся для участия во всевозможных свистоплясках. Хороший учитель понимает, что ребёнок в школе — это не материал, не инструмент, не наглядное пособие для демонстрации достижений педагогического коллектива или чиновничьего аппарата министерства образования с целью получить очередную галочку или очередной гранд.

Деятельность учителя более утончённая, деликатная, чем деятельность профессора или другого какого-либо учёного. Профессор не ответственен за то, как усвоится лекция. Его задача — указать направление для поиска и получения знаний, сориентировать слушателей и преподнести своё видение проблемы, темы, вопроса…

Учитель же должен научить ориентироваться, научить задаваться вопросом и находить ответ. Научить ! Мало того, учитель должен обучать, воспитывая (или обучая, воспитывать)! Вот оттого-то и умерла наша школа, что не осталось в ней таких учителей…

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 17:29 24.03.2017 Recessinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Обзор лучших браузеров

Обзор лучших браузеров


Сегодня мы будем рассматривать программы браузеры, при помощи которых осуществляется путешествие по сети. МирСоветов рассмотрел лучшие из вариантов, возможные на сегодняшний день, и любезно предоставл...


Староверы – что мы о них знаем? Часть вторая: староверы в Санкт-Петербурге

Староверы – что мы о них знаем? Часть вторая:...


На улицах Санкт-Петербурга не часто встретишь мужчин с окладистой бородой и особой стрижкой «под горшок», как ее можно назвать, да и женщин в длиннополых юбках с платочками, завязанными по...


Великая Агиасма. Что мы знаем о чуде крещенской воды?

Великая Агиасма. Что мы знаем о чуде крещенск...


19 января Православная церковь отмечает праздник Крещения Господня. Канун этого дня называется Крещенским сочельником. Для простых людей, которые не обременяют себя познаниями и усилиями в духов...


Парнокопытные. Бегемот

Парнокопытные. Бегемот


Особенностью парнокопытных, кроме строения пальцев конечностей, является отсутствие в скелете ключицы. В современной классификации, учитывая главным образом строение коренных зубов, парнокопытных прин...


Что мы знаем о Симпсонах? Популярная чудаковатая американская семейка

Что мы знаем о Симпсонах? Популярная чудакова...


«Америка и мир следит за ними более 16 лет». «Они получили более 80-ти самих престижных телевизионных наград». «У них в гостях побывали самые знаменитые политики мира: от...


Из жизни Пушкина

Из жизни Пушкина


     Поспорили раз писатели - у кого из них больше.      - У Пушкина, кричат, - у Пушкина. Пушкин, покажи!     А Пушкин уперс...


Интересное

Стартап, или Что делать, если тебя осенила гениаль

Унылые серые будни, вечная долгая дорога в офис, и чуть быстрее и короче — домой, просмотр очередной серии любимого фильма, и… опять дорога в офис. Начальник, вечно недовольный выпол...

Как научиться есть понемногу, но часто? Меняем при

В последнее время много внимания уделяется теме диет, и научное сообщество склоняется к тому, что диеты вредны. Они вгоняют в стресс. Потерянные килограммы, как правило, возвращаются с лихвой, как тол...

Что такое синдром Мюнхгаузена?

Все мы помним этого обаятельного и чудаковатого литературного героя — почти всем нам он был симпатичен. Однако люди с синдромом Мюнхгаузена в реальной жизни отнюдь не так забавны и безобидн...

Вкусные рецепты: Теплый салат из руколы с помидора

Теплый салат из руколы с помидорамиМасло разогреваем, отправляем на сковороду чеснок порезанный тоненькими лепестками, вслед за ним - помидоры нарезанные ломтиками и слегка обжариваем, подсаливаем, пе...

Голь на выдумки хитра, или должно ли резюме быть о

Как я уже говорил, цель резюме — привлечь внимание работодателя или кадрового агентства, выделиться среди других кандидатов (которых зачастую довольно много). И действительно, некоторые соискатели под...

Управлять другими - управлять собой?

Любой организацией, будь она формальной или неформальной, кто-то управляет. И коммерческой фирмой, и буддийским монастырем, и городской больницей, и муниципальной школой, и маленьким поселком, и огром...

Что такое «Пони-экспресс»?

Журнал американских деловых людей недаром называется «Fortune». Фортуна, удача в любом бизнесе играет немаловажную роль. Не повезет — и даже самые, казалось бы, продуманные...

Багет в интерьере

Стремление людей украсить свой дом является настолько же древним, насколько и естественным. История рамы уходит в далекую древность. Ведь порой даже самая красивая картина, представляющая ценность как...

Вкусные рецепты: Классический чай по-татарски, Бут

Классический чай по-татарскиДля приготовления такого чая нужно взять спресованные листья чая, положить их в кипящую воду, влить молоко, перемешать и прокипятить все 5 мин, постоянно помешивая. Далее в...

Вкусные рецепты: Куриные рулетики с миндально-гриб

Куриные рулетики с миндально-грибной начинкой в йогуртовой заливкеКуриное филе промыть, высушить бумажными полотенцами и отбить, накрыв филепищевой пленкой. Слегка посолить и поперчить по вкусу. Грибы...

Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя полный перечень познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и увлекательные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск нужной информации будет занимать у вас считанные секунды.