Чего не хватает сегодняшней школе?

Четверть века мы строили новую школу! Мы строили, строили и, наконец, построили то, что назвать школой можно с большой натяжкой. Пичкали её всяческой техникой, поражали многочисленные проверяющие и контролирующие органы инновациями, экспериментировали с программами и учебниками, налаживали виртуальную связь между учителем и учеником.

Результат сей грандиозной стройки, сублимированный в сериале с одноимённым названием (я имею в виду сериал «Школа»), несколько месяцев кошмарил всю страну. Только вот всех почему-то жутко возмутили (напугали?) дети, то есть школьники-старшеклассники. Как возмущались на многочисленных ток-шоу, диспутах и круглых столах оскорблённые до глубины души учителя и доблестные работники всяческих РОНО, ГОРОНО, министерств и требовали: «Запретить!». Они-то точно испугались больше всех. Это же результат их труда!

А лично мне было обидно, больно и страшно за учителей. На месте директоров школ собрала бы весь педколлектив в актовом зале и заставила просмотреть весь фильм без всяческих перемен и перерывов на чаепития с печенюшками. Чтобы посмотрели на себя глазами детей, которых учат и воспитывают, или только что отучили и воспитали (как режиссёра нашумевшего сериала).

Да, дети жестоки, циничны, озлобленны! В то же время они одиноки, несчастны, потерянны. А это уже вина взрослых: родителей и учителей! Но дети не безнадёжны! Режиссёр посветила-таки в самом конце тоннеля слабеньким фонариком, оставила крошечную надежду на то, что эти несчастные, уставшие к своим 16−17 годам от взрослой жизни дети способны измениться. Плачет и совсем по-детски зовёт маму униженная, половозрелая и уже изрядно потрёпанная Будилова. Способен на любовь и заботу циничный Епифанов. Да и Аня Носова тоже совершает Поступок. Детский (так ведь ребёнок совсем!), ужасный, трагичный, но поступок!

А вот учителя так и остались серой массой! Жующей печенюшки, оставляющей повсюду после себя крошки (как невидимые паразиты определяются только по оставленным экскрементам) серой массой. И вот это действительно страшно. Ведь если даже один ученик видит их именно такими, значит, есть такие учителя. И это главная проблема и настоящая беда современной школы! Нет безнадёжных учеников и неуправляемых классов! Есть безразличные к этим ученикам и классам бездарные учителя! И, к великому сожалению, их с каждым годом всё больше.

Какого учителя представляла нам литература и кинематография прошлого столетия (исключая истерию вседозволенности и гласности 90-х)? Доброго и чуткого, внимательного и терпеливого, талантливого и увлечённого, ищущего и сомневающегося: «Уроки французского» В. Астафьева, «Вам и не снилось» Г. Щербаковой, «Работа над ошибками» Ю. Полякова, «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи»). Учитель должен не только научить, дать знания, но и увлечь, зажечь, повести за собой, помочь.

Дистанция между ребёнком и учителем значительно меньше, чем между ребёнком и родителем, когда речь идёт о жизненном опыте, жизненной позиции. И это преимущество должно быть использовано настоящим учителем. Общение ребёнка и взрослых — очень важная составляющая становления личности. Какие взрослые окружают ребёнка? Родители и учителя! Значит, ответственность за ребёнка учитель несёт почти в равной степени с родителями. Многие ли из родителей могут похвастаться ежедневным 45-минутным общением со своим ребёнком? Чаще всего этот процесс сводится к вопросам: «Как дела в школе?», «Уроки сделал (или сделала)?».

В сумасшедшей гонке по осовремениванию системы образования совсем забыли про главную составляющую школы, забыли про учителя! А ведь ещё Розанов говорил, что «школа — это только и всецело учитель: учитель — во-первых, учитель — во-вторых, учитель — в-третьих, и только в-четвёртых, ещё что-нибудь…» Сегодня почти каждая даже очень сельская школа может похвастаться интерактивными досками, компьютерными классами и интернетом в каждом кабинете, авторскими программами и ещё много чем.

А не хватает нашей школе Учителя, который «за всё ответствует, …творит не только „урок“, но — по всеобщему ожиданию и по своей справедливой и бескорыстной вере — творит и обязуется сотворить и „душу ученика“, самое восприятие, самое усвоение. Это — страшно тонко, одухотворённо, заботливо … Труд учителя — умственный, нервный; он и воспитательный, он и учебно-учёный» (Розанов В. Собр. соч.: Русская государственность и общество. М., 2003. С. 209).

Вот этой самой главной составляющей нет в сегодняшней школе. Нет учителя-друга, учителя-собеседника, учителя-наставника, учителя-советчика, учителя-помощника. Учителя нет! Есть преподаватели, для которых важны результаты проверок и открытые уроки, отчёты и показательные выступления, звания и надбавки (и не надо их в этом обвинять!). Хороший учитель давно стал неудобен школе.

Для хорошего учителя важен ученик, важен учебный процесс. Хороший учитель не отдаёт своих часов на репетиции и прогоны, не разрешает забирать со своих уроков учащихся для участия во всевозможных свистоплясках. Хороший учитель понимает, что ребёнок в школе — это не материал, не инструмент, не наглядное пособие для демонстрации достижений педагогического коллектива или чиновничьего аппарата министерства образования с целью получить очередную галочку или очередной гранд.

Деятельность учителя более утончённая, деликатная, чем деятельность профессора или другого какого-либо учёного. Профессор не ответственен за то, как усвоится лекция. Его задача — указать направление для поиска и получения знаний, сориентировать слушателей и преподнести своё видение проблемы, темы, вопроса…

Учитель же должен научить ориентироваться, научить задаваться вопросом и находить ответ. Научить ! Мало того, учитель должен обучать, воспитывая (или обучая, воспитывать)! Вот оттого-то и умерла наша школа, что не осталось в ней таких учителей…


17:29 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Родители и дети

Родители и дети

Сколько написано, сколько сказано об отношениях между родителями и детьми. А воз и ныне там. Очень многие родители недовольны своими детьми, критикуют их поступки и хотят прожить за них жизнь. В свою ...
Защита входа – защита помещения

Защита входа – защита помещения

Грязезащита помещения – один из главных вопросов владельцев и арендаторов. Никому ведь не хочется, чтобы внутри на основном напольном покрытии были грязные следы, чтобы под подошвами обуви хрустел пес...
Рецепты оливье, или Поиграем с салатами?

Рецепты оливье, или Поиграем с салатами?

Оливье… Пожалуй, это самое любимое русским человеком французское слово! В предвкушении грядущих новогодних застолий обойти вниманием этот зимний салат вряд ли получится. Казалось бы, ...
Сибирь (часть 2)

Сибирь (часть 2)

     Он грубо опрокинул ее на полку, развел ноги , достал нож, крутанул его в пальцах и резко, с размаху всадил во влагалище Лене. Она успела только охнуть. Я побледнел. Из за...
Армия и шахта. Что между ними общего?

Армия и шахта. Что между ними общего?

Мы тогда жили в бараке, рядом с аэропортом. Соответственно, о том, что где-то там, в центре города, есть водопровод, я слышал. Но вот так, живьем на него в упор посмотреть… Нет, не было такого....
Что такое квагиста и с чем ее едят?

Что такое квагиста и с чем ее едят?

Как иногда говорят, «чудны твои дела, Господи». Каких только диковинных животных и растений нет на Земле! Однако сейчас и ученые стали примерять на себя нимб Творца. Неизвестно, чем законч...
Познавательное

Любопытные факты о елочных игрушках

В разные времена мода на елочные украшения постоянно менялась. В зависимости от эпохи и истории, фо...

Что можно сделать из бумаги? Учимся складывать ори

Оригами - умение складывать модели из бумаги. Но где же его можно использовать в повседневной жизни?...

Быть архивистом это не просто

Архивист или архивариус большой разницы нет. А что скрывается под этой должностью мало кто знает. ...

А вы давно бросались помидорами? Испанская Ла Тома

Любовь к праздникам в Испании — всенародная. Самих праздников столько, что при желании пр...

Размышления на тему заработка в интернете

Сегодня  Интернет изобилует статьями на тему заработка в Интернете. Эти статьи посвящаются новичкам,...

Как найти хорошего юриста?

Сегодня я расскажу о том, по каким критериям можно определить знающего юриста, поскольку в этой проф...

Лечение эректильной дисфункции

В современных условиях медицина и фармакология достигли внушительных успехов в диагностике и лечении...

Инвестирование в сети Интернет. Настоящее или вирт

Сегодня на вопрос «Чем ты занимаешься?» довольно часто можно услышать ответ: «Инве...

Проектирование коттеджей

Особой популярностью, в виде активизации частного строительства, пользуется услуга проектирования ко...

Правда ли, что дети, которые занимаются по методик

Работа в монтессори-классе предполагает самостоятельный выбор материала и индивидуальную работу над ...



О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя полный перечень познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и увлекательные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск нужной информации будет занимать у вас считанные секунды.